ТРАГЕДИЯ НЕСЛУЧИВШЕГОСЯ

http://ptj.spb.ru/blog/tragediya-nesluchivshegosya/

http://ptj.spb.ru/?p=96796

В Петербурге заканчивается V БТК-ФЕСТ, программу которого в этот раз определил пространственный принцип. Все спектакли поделены на «макро» — то есть идущие в традиционном пространстве, и «микро» — то есть адресованные одному или нескольким зрителям. О первом макроспектакле, отрывшем фестиваль, рассказывает Надежда Стоева.

«Темная комната». По роману Сары Стридсберг «Факультет сновидений».
Plexus Polaire на «БТК-ФЕСТе: Микро и Макро».
Постановка Ингвильд Аспели и Паолы Риццы, перкуссия — Ана Марта Сорлиен Холен, драматург Полин Тимонье.

С ШИРОКО РАЗДВИНУТЫМИ НОГАМИ

http://ptj.spb.ru/blog/sshiroko-razdvinutymi-nogami/

http://ptj.spb.ru/?p=96782

«Посмотри на него».
Совместный проект площадки «Скороход», Театра (не)нормативной пластики и Форума независимого театра «Площадка».
Автор Анна Старобинец, инсценировка Марии Огневой, режиссер Роман Каганович.

Роман Анны Старобинец «Посмотри на него» автобиографичен, в нем от первого лица известная писательница рассказывает о ситуации, когда, узнав о несовместимых с жизнью особенностях еще нерожденного ребенка, она была вынуждена принимать решение — делать аборт по медицинским показаниям или дать ему родиться и сразу умереть. Столкновение с российской медициной и ее отношением к таким случаям, выезд на операцию в Германию, жизнь после операции — сюжет романа. Но вокруг него уже выстроился еще один: скандал в литературных кругах, обсуждение и осуждение на различных онлайн-площадках. В спектакле страшная личная история приобрела достаточную степень отчуждения и обобщения. Частично этому помогла сама автор — уже в романе героиня разделяется на «я» рациональное и «я» эмоциональное, переживающее острую боль альтер эго. Этот вполне театральный прием театр берет не только для прямолинейной презентации героини Старобинец двумя актрисами (Анна Кочеткова и Светлана Савенкова), но и определяет им единство существования актеров в системе двойничества. Большинство эпизодов так или иначе рифмуются, объединяются в пары между собой: иногда через ситуацию, иногда через персонажей, иногда через актеров, которые, за исключением трех главных героев, исполняют по несколько ролей.

СМЕРТЬ «МАТЕРИНСТВА»

http://ptj.spb.ru/blog/smert-materinstva/

http://ptj.spb.ru/?p=96768

«Железнова Васса мать». М. Горький.
Свердловский государственный академический театр драмы.
Режиссер-постановщик Уланбек Баялиев, художник Евгения Шутина.

Премьерный спектакль Свердловской драмы с тяжелым, не особенно уклюжим названием «Железнова Васса мать», поставленный Уланбеком Баялиевым по первому варианту горьковской пьесы, изящен и изыскан. Каждый сценический сантиметр, каждый звук, жест, каждый луч света, предмет, движение тщательно продуман и отшлифован. Он весь тяготеет к балету, и не только потому, что немало персонажей — сын Вассы Семен (Антон Злотников), брат мужа Прохор (Борис Горштейн), жена сына Людмила (Ольга Мальчикова) — существуют здесь, как бы непрестанно танцуя. Сама Васса Ирины Ермоловой, да, по сути, и все ее окружение, живет в пластически-жестовой стихии не меньше, чем в речевой.

ОТ ЛЕКЦИИ ДО ИСПОВЕДИ

http://ptj.spb.ru/blog/otlekcii-doispovedi/

http://ptj.spb.ru/?p=96739

Московский сезон ежегодно делится пополам: если весной это выставка достижений народного театрального хозяйства на «Золотой Маске», то осень — время вступления на территорию нового западного искусства — и эти слова обыгрываются в названиях двух главных столичных фестивалей — «Территория» и «NET. Новый европейский театр».

Сейчас, когда москвичи, отдышавшись от беготни по площадкам первого фестиваля, изучают расписание второго, рассмотрим чуть подробнее, чем была «Территория-2018». За скобки пришлось вынести мегалитические сооружения вроде «Орфических игр» — проекта из двенадцати спектаклей в Электротеатре Станиславский, или десятичасового показа антикварного фильма Антуана Витеза «Атласный башмачок» там же.

«ТЕПЕРЬ Я НЕ ОДИН. ВЫ У МЕНЯ ЕСТЬ»

http://ptj.spb.ru/blog/teper-yaneodin-vyumenya-est/

http://ptj.spb.ru/?p=96715

Заметки с XIII Международного театрального фестиваля для молодежи «Минифест» в Ростове-на-Дону

Явление под названием «Минифест» уже имеет собственную биографию и зарабатывало свое реноме в городе и мире без малого три десятилетия. За это время ростовчане получили возможность увидеть, какое на белом свете существует сценическое искусство. Увидеть принципиально иной театр, не похожий на наш, отечественный. Особенно поражали первые «Минифесты». В их программе были философская притча для детей на 20 минут; бессюжетный спектакль как цепь игровых ситуаций; театр музыкальных образов; кукольный спектакль со сложными партнерскими отношениями актера и куклы. Да и знакомые пьесы представали в неожиданной, а то и просто огорошивающей интерпретации. Уже вполне искушенным зрителям ХIII «Минифест» предложил довольно широкий выбор — 18 спектаклей для всех возрастов, начиная с 0+.

В СТАРОМОДНОМ ВЕТХОМ ШУШУНЕ

http://ptj.spb.ru/blog/vstaromodnom-vetxom-shushune/

http://ptj.spb.ru/?p=96685

«Бедная Лиза». По повести Н. М. Карамзина.
Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева.
Пьеса, музыка и постановка Марка Розовского, сценография и костюмы Ксении Шимановской.

Иногда, бывало, посмотришь на какую-нибудь шляпку или кепку и думаешь: вот бы она подошла Оле. Или Коле.

Так и со спектаклями случается. Ты четко чувствуешь адресатов, органичный режиссерский посыл некой референтной группе.

«Бедная Лиза» Марка Розовского как влитая ложится на душу пожилым советским парам, милым супругам с семейным стажем под сорок лет. Сегодня они на пенсии, всю жизнь проработали итээрами или врачами, театр любили и продолжают — самозабвенно. Доступные премьеры не пропускают, по телевизору ловят передачу «Царская ложа» и все, что говорит Сати Спивакова. Да, еще они не расстаются с подшивками «Науки и жизни», «Огонька», «Здоровья» за 1981 год, а также с остатками на донышке духов Climat, Fidji.